Новости

По ком играет компакт-диск

22 декабря 2008 года исследовательская компания Gartner распространила отчёт "Christmas 2008: The Last Year of the Retail CD", в котором рекомендовала звукозаписывающей индустрии отказаться от компакт-диска как основного источника денежных поступлений до Рождества 2009 г., так как упор на продажи CD мешает полноценному использованию возможностей, предоставляемых он-лайн дистрибуцией музыки и не помогает вытеснению "пиратских" сервисов. По мнению аналитиков "Гартнер", музыкальным лейблам следует в первую очередь заниматься "цифровым" выпуском всех новых релизов и каталожных изданий, а в вопросах производства CD перейти к "печати под заказ", что позволит компаниям сократить издержки и расходы.


Прибыль от продаж CD на американском рынке (крупнейшем в мире) достигла своего пика в 2000 году и с тех пор быстро снижается по всему миру: в 2007 году реализация "физических" носителей (CD, LP, DVD-A и т.д.) дала в США 77 процентов всех доходов звукозаписывающей индустрии, упав с 91 процент в году 2005-м. Онлайн-продажи, наоборот, постоянно растут в течение нескольких последних лет.


 "Реальность такова, что цифровые аборигены более заинтересованы в удобстве и наличии выбора. Это не означает, что физические CD пропадут совсем. Их можно использовать в качестве промо-инструментов, например, продавая или раздавая бесплатно во время концертов." "Гартнер" также рекомендовала индустрии не ограничивать способы, с помощью которых цифровой контент распространяется, потребляется и монетизируется.


Неизвестно, приняла ли музыкальная индустрия рекомендации аналитиков в качестве руководства к действию, восприняла их просто как информацию к размышлению или же совсем пропустила мимо ушей, но уже в первом квартале 2009 г. продажи CD в США снизились на 20,3 процента до 70,5 миллионов экземпляров по сравнению с 88,4 млн. за соответствующий квартал годом ранее. В то же время продажи цифровых альбомов выросли на 23 процента до 19,3 миллионов с 15,7 млн. в первом квартале 2008 г. Продажи цифровых треков достигли к концу квартала 329,5 миллионов единиц (рост на 17 процентов по сравнению с 281,4 млн. годом ранее). Продажи музыкальных альбомов уменьшились на 13,5 процентов до 90,4 миллионов со 104,5 млн. в первом квартале 2008 года. А продажи альбомов с учётом т.н. track equivalent albums (TEA), когда 10 цифровых скачиваний треков приравниваются к одному альбому, снизились в Америке на 7 процентов до 123,4 миллионов со 132,7 млн. за аналогичный период годом ранее.


В прошлом месяце продажи альбомов в США снизились на 17,9 процентов по сравнению с 2008-м и на 29,8 процентов по сравнению с 2007-м годом. Продажи в марте также снизились по сравнению с предыдущими двумя месяцами (в январе падение составило 12 процентов, а в феврале - 11,5 процентов по сравнению с предыдущим годом), а в одну из мартовских недель падение продаж альбомов превысило 30 процентов. Ни один альбом, в том числе и последняя запись U2, не продан в 2009 году тиражом более 1 миллиона экземпляров (учитывая как физические носители, так и цифру). Отметим, что низкие показатели связаны не в последнюю очередь с отсутствием большого количества громких релизов, сокращением торговых площадей и закрытием магазинов, торгующих компакт-дисками и прочей музыкальной "физикой"(так, в течение нескольких ближайших месяцев планируется закрытие всех магазинов Virgin Megastores в США и полная ликвидация Virgin Entertainment Group North America), а также тяжёлой экономической ситуацией.


В России положение с легальными продажами recorded music не намного лучше. Согласно данным Международной Федерации Звукозаписывающей Индустрии (International Federation of the Phonographic Industry, IFPI), озвученным газетой The New York Times, только за первую половину 2008 года продажи музыки в России упали на 21 процент.


И ситуация продолжает ухудшаться. Так, по словам генерального директора компании Real Records Алексея Лукинова, "альбомы перестали продаваться! Продаж сегодня фактически не существует. Разрушены товарно-денежные отношения с сетями, особенно в регионах. Розница просто не платит - ни в отсрочку, никак." Это косвенно подтверждают зарегистрированные в арбитражных судах иски к ретейлерам. Напомним также, что, по информации "Российского издания Billboard", состоявшаяся в конце прошлого года перестановка кадров в высшем руководстве российского представительства мейджора Sony Music Entertainment была, возможно, связана с результатами "аудиторской проверки, показавшей, что план компании за отчётный период был выполнен менее чем на 50 процентов".


Критическое положение сложилось и в отечественных музыкальных он-лайн магазинах, находящихся меж двух огней. С одной стороны, всё более ограниченный в средствах потребитель просто отказывается покупать легальную музыку, представленную зачастую wma-треками, "защищёнными" с помощью DRM-технологий, затрудняющих копирование приобретённых записей на другие устройства. Да и стоят они нередко дороже, чем mp3-файлы, продающиеся во время "специальных акций", проводимых практически ежедневно зарубежными магазинами: так, новый альбом группы Prodigy "Invaders Must Die" в течение нескольких дней после выхода можно было купить на сайте одного из лидеров американского рынка, Amazon MP3, по цене $1,99 в битрейте 256 kbps. К слову, альбом этот, выпущенный в конце февраля, до сих пор отсутствует в каталогах российских он-лайн магазинов. Добавим также, что на британском сайте того же "Амазона" некоторые актуальные хиты продаются по цене в 29 пенсов.


С другой стороны, порталы сталкиваются с требованиями звукозаписывающих лейблов/их представительств о внесении т.н. "минимальных гарантированных платежей" за право продавать записи из каталогов правообладателей: по разным данным, это суммы от 2,1 миллиона рублей до $200 000 в год для каталога мейджора в mp3. При этом ни один магазин в настоящее время не в состоянии обеспечить траффик/процент конверсии, необходимые для того, чтобы "отбить" подобные авансовые платежи. А большинство магазинов будет не в состоянии это сделать ещё довольно долго.


Более того, по имеющейся информации, в отечественных музыкальных он-лайн магазинах происходит значительный спад продаж, идёт сокращение персонала, появились финансовые затруднения, сократилось количество новинок и хитов в каталогах (не в последнюю очередь - из-за позиции лейблов, пытающихся как можно дольше "доить" физические носители). Косвенные признаки свидетельствуют, что, возможно, в настоящий момент ведутся переговоры о продаже некоторых компаний/предпродажная подготовка.


Предположения, что "в условиях глобального экономического кризиса потребитель будет тратить деньги на развлечения и мы поднимемся, как Голливуд во времена Великой Депрессии" пока не находят своего подтверждения в реальной жизни. Опрос городского населения РФ, проведённый Фондом "Общественное Мнение" в марте 2009 года, показал, что лишь 16 процентов интернет-пользователей "покупали или заказывали товары/услуги в интернет-магазинах"; а ещё 18 процентов "никогда этого не делали, но хотели бы воспользоваться таким сервисом". При этом в число наиболее популярных сервисов, к которым обращалось большинство пользователей хотя бы раз за последний месяц, уверенно входят медиа-ресурсы (47 процентов - скачивание и прослушивание аудио, 42 процента - скачивание и просмотр видео).


Более того, денег у потребителя - в обрез: по данным исследования, проведённого Национальным Агентством Финансовых Исследований, в конце 2008 года приблизительно 73 процента опрошенных россиян вообще не имели никаких сбережений, даже заначек на "чёрный день", и жили от зарплаты до зарплаты (эта информация доступна на сайте "Российской газеты"). А "Коммерсант", опубликовавший в марте результаты очередного исследования компании "Ромир Панель", сообщает, что "в "Ромире" отмечают и новую тенденцию: с начала года потребительские расходы неуклонно сокращаются по сравнению с данными расходами 2008 года..., потребители начинают экономить уже на продовольствии. "Начинается тенденция сокращения объемов потребления либо изменения объемов потребления в сторону более дешевых товаров. Это начинает носить массовый характер"...режим экономии начинает распространяться на повседневные товары".


На этом фоне с осени 2008 года нами были отмечены неоднократные повышения правообладателями цен на лицензионные CD и DVD. Полагаем, что деятели музыкальной индустрии, не желающие (а возможно - и не способные) учитывать реалии жизни и зарубежный опыт, сами толкают лояльных пользователей в объятия файлообмена/домашнего копирования. А ужесточение законодательства, связанного с охраной интеллектуальной собственности, лоббируемое в последнее время, не только не способно оживить продажи и вернуть доверие потребителей, но и, возможно, приведёт к организованному бойкоту продукции.



18.04.2009, Иван МОЛОТОВ (ЗВУКИ РУ)



Список новостей
Тел: +7 /495/ 234-45-02
Регистрация товарных знаков - Tradeinvent © 2006-2011
117420, Москва, а/я 7

+7 /495/ 363-81-77
Факс:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования